Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
На базе нашего детского сада функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Ежедневно с детьми занимаются учитель-логопед, учитель-дефектолог и воспитатели, имеющие специальные курсы повышения квалификации.
Цель группы компенсирующей направленности — создать условия для коррекции нарушений и освоения программ дошкольного образования, для подготовки к обучению в школе.
Преимущества данной группы в том, что образовательная деятельность организовывается в виде групповых и индивидуальных занятий. Педагоги знают специфику имеющихся проблем каждого из воспитанников и подбирают индивидуальный коррекционный маршрут развития для их устранения. Это очень важно, так как своевременное исключение у детей дошкольного возраста нарушений звукопроизношений ведет к правильному становлению устной и письменной речи.
Группа компенсирующей направленности ни в чем не отличается от общеразвивающей – тот же распорядок дня, те же прогулки, игры, праздники, утренники, тот же самый рацион питания. Особое внимание уделяется созданию условий для пребывания и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей, содержанию образовательной программы детского сада.
Помимо группового помещения предусмотрены оборудованные кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкальный и спортивный зал для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми.
Образовательное пространство группы и кабинетов оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями. Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.
Объекты для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности функционируют объекты (развивающие уголки) для проведения практических занятий. Все объекты обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Разнообразное игровое оборудование позволяет каждому ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Перечень объектов (уголков) для проведения практических занятий и их назначение в группе
Уголок обучения и развития - проведение организованной образовательной деятельности с детьми.
Уголок художественного творчества - организация индивидуальной работы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», организация выставок для детей тематических и традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров.
Познавательный центр - организация практической познавательной деятельности.
Уголок конструктивного моделирования - обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора, бумаги, бросового и природного материалов.
Уголок книги - личностное общение ребенка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
Уголок экспериментирования – развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Театрализованный уголок - проведение развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра; организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.
Физкультурный уголок - проведение индивидуальных физкультурных занятий, удовлетворение двигательной активности детей.
Уголок сюжетно–ролевых игр - формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно - ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.
Уголок безопасности - проведение практических и тематических занятий, проведению игр и бесед по закреплению правил дорожной безопасности, пожарной безопасности, профилактика бытовых травм.
Уголок дежурства - обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях.
Библиотека
Мини-библиотеки в группе частично приспособлены для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивные объекты
Особое внимание уделяется системе профилактических мероприятий: проведение занятий с применением специального игрового оборудования.
Средства обучения и воспитания
Групповое помещение, кабинеты учителя-логопеда и учителя-дефектолога обеспечены программно-методической литературой необходимой для ведения образовательного процесса.
Используемые средства обучения и воспитания:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийное оборудование, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиопроигрыватель;
- наглядные материалы (плакаты, иллюстрации настенные, магнитная доска);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивные (снаряды, мячи и т.п.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Условия для детей с ОВЗ нашего детского сада обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, возможности для беспрепятственного доступа воспитанников к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Для этого уложено новое асфальтовое покрытие на территории образовательного учреждения, при входе в здание и внутри его оборудованы различные пандусы, вдоль стен закреплены поручни.
Группа компенсирующей направленности расположена на первом этаже. Площадка для прогулок располагается в непосредственной близости от выхода из помещения этой группы.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений в ДОУ отсутствуют.
Специальные условия питания
Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 10-ти дневного меню для детей с 12-ти часовым пребыванием от 1,5 до 3 лет" и "Примерного 10-ти дневного меню для детей с 12-ти часовым пребыванием от 3 до 7 лет" в соответствии с технологией приготовления пищи, а также требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы , установленные нормативно- технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню. Для воспитанников с ОВЗ, в частности, имеющих в анамнезе пищевую аллергию или иное заболевани пищеварительной ситсемы, проводится корректировка меню, в соответствии с медицинскими показателями и на основании заключения врача.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет старшая медицинская сестра.
Медицинский блок ДОУ составляют:
• медицинский кабинет,
• изолятор, процедурный кабинет.
Кабинеты и помещения оснащены необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.
Работа ДОУ по оздоровлению воспитанников выстраивается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Доступ к информационным системам
Доступ к электронным образовательным ресурсам, непосредственно воспитанников, в том числе и детей с ОВЗ, не предусмотрен. Электронное обучение в учреждении используется педагогами: в рамках подготовки к образовательной деятельности, организации праздников и развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов.
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
В детском саду имеются следующие технические средства обучения:
-мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; одна переносная мультимедийная установка в методическом кабинете.
- музыкальный центр;
- переносная музыкальная колонка для проведения мероприятий на улице;
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МАДОУ «ЦРДО "Журавушка" отсутствуют